МДОУ д/с «ЧЕБУРАШКА» с. КОМСОМОЛЬСКОЕ

Средства обучения и воспитания

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Имеющиеся в ДОУ  средства обучения:

печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.); электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.); аудиовизуальные (слайды); наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски); демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)  спортивные снаряды, мячи и т.п.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.

Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.

Наглядные пособия классифицируются на три группы:

  1. Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
  2. Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
  3. Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Принципы использования средств обучения:

учет возрастных и психологических особенностей обучающихся; гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях; учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.); сотворчество педагога и обучающегося; приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. 

Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. 

Вид помещения функциональное использование

Оснащение

Групповая комната

· Сенсорное развитие

· Развитие речи

· Ознакомление с окружающим миром

· Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством

· Развитие элементарных математических представлений

· Обучение грамоте

· Развитие элементарных историко – географических представлений

· Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения

· Дидактические материалы по сенсорике, математике, развитию речи, обучению грамоте

· Глобус «вода – суша», глобус «материки»

· Географический глобус

· Географическая карта мира

· Карта России, карта Забайкальского края

· Глобус звездного неба

· Муляжи овощей и фруктов

· Календарь погоды

· Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей морей, рептилий

· Магнитофон, аудиозаписи

· Детская мебель для практической деятельности

Групповые комнаты

· Сюжетно – ролевые игры

· Самообслуживание

· Трудовая деятельность

· Самостоятельная творческая деятельность

· Ознакомление с природой, труд в природе

· Игровая деятельность

· Детская мебель для практической деятельности

· Книжный уголок

· Уголок для изобразительной детской деятельности

· Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Библиотека»

· Природный уголок

· Конструкторы различных видов

· Головоломки, мозаики, пазлы, настольные игры, лото.

· Развивающие игры по математике, логике

· Различные виды театров

· Физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, резиновые кольца и кубики

Спальное помещение

· Дневной сон

· Гимнастика после сна

· Спальная мебель

Раздевальная комната

· Информационно – просветительская работа с родителями

· Информационный уголок

· Выставки детского творчества

· Наглядно – информационный материал

Методический кабинет

· Осуществление методической помощи педагогам

· Организация консультаций, семинаров, педагогических советов

· Библиотека педагогической и методической литературы

· Библиотека периодических изданий

· Пособия для занятий

· Опыт работы педагогов

· Материалы консультаций, семинаров, семинаров – практикумов

· Демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми

· Иллюстративный материал

· Изделия народных промыслов.

· Скульптуры малых форм (глина, дерево)

· Игрушки, муляжи

Музыкально-спортивный зал

· Занятия по музыкальному воспитанию

· Физкультурные занятия

· Спортивные досуги

· Развлечения, праздники

· Индивидуальные занятия

· Тематические досуги

· Развлечения

· Театральные представления

· Праздники и утренники

· Занятия по хореографии

· Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей

· Библиотека методической литературы, сборники нот

· Шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала

· Музыкальный центр

· Пианино

· Разнообразные музыкальные инструменты для детей

· Подборка аудио кассет с музыкальными произведениями

· Различные виды театров

· Ширма для кукольного театра

· Детские взрослые костюмы

· Спортивное оборудование

Холл, коридор

· Консультативная работа с родителями, воспитателями, сотрудниками, воспитанниками

· Стенды «Уроки Безопасности», Пожарная безопасность, Охрана труда,

· Патриотический уголок

· Спортивный уголок

· Визитная карточка учреждения

· Профсоюзный уголок


29 января 2021 в 03:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.